Рабочая программа курса Практическая фонетика первого иностранного языка (английский язык)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

 

«Согласовано»

Директор Института

гуманитарных наук

______________ Т.В. Цвигун

«_____»____________ 20___ г.

«Утверждаю»

Руководитель службы обеспечения образовательного процесса

_________ К.Л. Полупан

«_____»___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

учебной дисциплины «Практическая фонетика первого иностранного языка» (английский язык)

 

для студентов 1 курса

очной формы обучения

направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»

квалификация выпускника: бакалавр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2020


 

Лист согласования

 

Составитель: доцент Института гуманитарных наук, к.ф.н. Рунова  Наталия Васильевна.

 

 

Менеджер ООП _________________      ____________________

 

Рабочая программа одобрена научно-методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению

Протокол № ___ от «___» __________ 201____ г.

Председатель научно-методического совета _________________      В.Н. Маслов

 

Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена «___» _________________ 20__ г.

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Менеджер ООП _________________      _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

1. Наименование дисциплины: «Практическая фонетика первого иностранного языка (английский язык)»

 

Цель освоения дисциплины: формирование у бакалавров устойчивых произносительных навыков, необходимых для успешной коммуникации на английском языке с учетом говорения и понимания иноязычной речи.

 

Задачи изучения дисциплины:

- изучение теоретических основ английского произношения;

- обучение правильному произношению в рамках общепринятого произносительного стандарта RP на уровне сегментных (фонема)  и супрасегментных (просодических) компонентов речи;

- развитие и закрепление навыков восприятия современной английской речи на слух;

- обучение правилам соотношения произносительной и правописательной стороны языка.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемая компетенция

Формируемая компетенция

ОК-8 Обучающийся способен применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования

Знает основные способы обучения произношению и методы самоконтроля, а также развития профессиональной языковой компетенции.

Умеет использовать лингвистические и экстралингвистические знания для своего интеллектуального развития и самосовершенствования.

Владеет навыками  редактирования собственных аудиозаписей и письменных текстов.

ОПК-2 Обучающийся владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей

 

Знает основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической и практической подготовки бакалавра;
- специфику организации и функционирования английской звучащей речи;
- фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных коммуникативных задач.

Умеет распознавать коммуникативные цели высказывания на иностранном языке;

 - выбирать адекватные коммуникативной ситуации языковые средства.

Владеет навыками артикуляции английских фонем и работы с новейшими методами исследования фонетических явлений;

-   фонетическим анализом;

-  современным британским произносительным вариантом английского языка, имеет представление о региональных языковых вариантах.

 

ОПК-20 Обучающийся способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом  основных требований информационной безопасности.

 

Знает принципы словарной работы, в том числе и онлайн, и основные требования информационной безопасности.

Умеет осуществлять поиск необходимой библиографической информации на иностранном языке с применением соответствующих технологий.

Владеет навыками работы с различными моно- и двуязычными словарями, в том числе общими и произносительными онлайн-словарями;

- онлайн-технологиями работы с транскрипцией.

ПК-23 Обучающийся владеет способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной  лингвистики,  переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач.

 

Знает основные фонетические термины и лингвокультурные понятия.

Умеет применять фонетическую терминологию на практике.

Владеет навыками использования фонетического терминологического аппарата в академических целях.

 

3. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к модулю 4 “Практические дисциплины первого и второго иностранного языка”  обязательной части основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 45.03.02 «Лингвистика»

 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

курс 

количество зачетных единиц / объем часов

контактная работа обучающихся с преподавателем

Самост. работа

Форма контроля

лекц.

практ.

КСР

часы на аттестацию

часы на контроль

очная форма обучения

1

3

108

 

56

2

 

4

52

Зачет

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

     В случае перехода на дистанционную форму обучения практические занятия проводятся в системе Google Meet в форме практической отработки навыков говорения, фронтального опроса, обсуждения новых тем. Результаты самостоятельной работы предоставляются студентами на платформе lms-3.kantiana.ru. Оценивание работ производится на платформах spektr.kantiana.ru. и lms-3.kantiana.ru.

 

5.1. Тематический план (очная форма обучения)

 

 

Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля

Всего (часы)

В том числе

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Контроль самос-тоятельной работы

Промежу-точная аттестация

Контактная работа

Самостоятельная работа

Контактная работа

Самостоятельная работа

Контактная работа

Контактная работа

Самостоятельная работа

Тема 1. Основы фонетики, артикуляционная база, правила транскрибирования.

 

 

 

 11

 10

 

 

 

Тема 2. Система гласных: классификация, артикуляция и ассимиляция. Чтение английских гласных.

 

 

 

 11

10 

1

 

 

 Тема 3. Система согласных: классификация, артикуляция и ассимиляция.

 

 

 

 11

 10

1

 

 

 Тема 4. Просодия слова и предложения.

 

 

 

 12

10 

 

 

 

Итого

108

45

40

 2

2

2

Контактная работа

36

8

 

27

 

 2

2

 

Самостоятельная работа

52

 

10

 

40

 

 

2

Промежуточная аттестация

Зачет

 

5.2. Содержание основных разделов курса

 

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля

Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме

1

Тема 1. Основы фонетики, артикуляционная база, правила транскрибирования.

Понятие о звуковом строе языка и его компонентах: фонема, аллофон, слог, словесное ударение и интонация. Соотношение звука и буквы. Понятие фонетической транскрипции и способе графического изображения интонации. Произносительная норма английского языка (RP).

Описание речевого аппарата и его функций в образовании звуков речи. Особенности образования гласных и согласных. Основные принципы классификации английских гласных и согласных. Особенности артикуляционной базы английского языка в сравнении с русским. 

2

Тема 2. Система гласных: классификация, артикуляция и ассимиляция. Чтение английских гласных.

Классификация и артикуляция английских гласных: кратких и долгих монофтонгов, дифтонгоидов, дифтонгов, трифтонгов. Позиционные и комбинаторные изменения гласных в потоке речи: позиционная долгота гласных; количественная качественная и нулевая редукция гласных; сильные и слабые формы слов. Слогообразование. Правила чтения английских гласных.

3

Тема 3. Система согласных: классификация, артикуляция и ассимиляция.

Классификация и артикуляция английских согласных. Апикальная артикуляция переднеязычных согласных и их дифференциация по месту образования. Аспирированное произнесение /р/, /t/, /k/. Фарингальное образование /h/. Отсутствие палатализации в произнесении большинства английских согласных. Сильное звучание глухих согласных и слабое звучание звонких согласных в начале и в абсолютном исходе слова. Ассимиляция прогрессивная, регрессивная, взаимная. Носовой, латеральный взрыв, потеря взрыва. Связующий и интрузивный [r].

4

Тема 4. Просодия слова и предложения.

Основные компоненты интонации: изменение высоты подъема тона, ритм, темп, тембр. Интонационно-ритмическая организация английского текста. Основные функции интонации. Интонационно-синтагматическое членение фразы. Синтагма и интонационная группа.

Интонационная структура и её основные элементы: предшкала /pre-head/, шкала /head/, ядерный тон /nucleus/ и зашкала /tail/. Изменение движения тона, его уровня и диапазона. Основные типы ядерных тонов: низкий нисходящий, высокий нисходящий, низкий восходящий, высокий восходящий, нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий, ровный. Основные типы шкалы: нисходящая, ступенчатая; восходящая.

Словесное и фразовое ударение. Семантическая функция ударения. Сильные и слабые формы служебных слов.

 

5.3. Тематика практических занятий

 

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля

Содержание темы занятия

1

Тема 1. Основы фонетики, артикуляционная база, правила транскрибирования.

Занятие 1. Общепринятый произносительный стандарт английского языка (RP).

Занятие 2. Уровни и единицы устной формы речи, их функции.

Занятие 3. Строение речевого аппарата. Органы речи и их функции.

Занятие 4. Классификация гласных и согласных. Транскрипция. Различия английского и русского произношения.

2

Тема 2. Система гласных: классификация, артикуляция и ассимиляция. Чтение английских гласных.

Занятие 1. Монофтонги. Позиционная долгота гласных. Передние гласные [ɪ:], [ɪ], [e],[æ].

Занятие 2. Монофтонги. Задние гласные [ʌ, ɑ:, ɔ, ɔ:].

Занятие 3. Монофтонги. Задние  и смешанные гласные [u, u:, ə:, ə].

Занятие 4. Дифтонги. [eɪ, aɪ, au, əu].

Занятие 5. Дифтонги [ɔɪ, ɪə, eə, uə] и трифтонги. Принципы английского слогообразования. Правила чтения английских гласных.

3

Тема 3. Система согласных: классификация, артикуляция и ассимиляция.

Занятие 1. Согласные: шумные и сонанты. Смычные взрывные. Щелевые ([t,d,b,p,s,z,f,v,m,n]).

Гортанный [h].

Занятие 2. Заднеязычные смычные взрывные согласные. Боковые и носовые сонанты ([k,g,l,r,ŋ]). Ассимиляция прогрессивная и взаимная (tr, dr). Латеральный взрыв.

Занятие 3. Аффрикаты [ʧ, ʤ]. Ассимиляция: носовой взрыв. Связующее “r”.

Занятие 4. Палатальные согласные. Срединный сонант ([ʃ, ʒ, w]). Взаимная ассимиляция [tw, kw].

Занятие 5. Фрикативные межзубные. Срединный сонант ([θ, ð. j]). Регрессивная ([t,d,n,l,+ θ, ð]) и прогрессивная ([s,f,θ,p,t,k,h + j]) ассимиляции. Потеря взрыва.

4

Тема 4. Просодия слова и предложения.

Занятие 1. Словесное ударение. Ударение в простых, производных и сложных словах.

Фразовое ударение. Логическое ударение. Слабые и сильные формы. Семантическая функция ударения. Занятие 2. Основные единицы мелодического компонента интонации. Графическое изображение интонации. Типы ядерных тонов и их коммуникативное значение. Интонационный анализ.

Занятие 3. Интонационное оформление высказываний в связной речи. Интонация утвердительных предложений, перечисления и альтернативных вопросов. Акцентуация и ритм.

Занятие 4. Интонация общих, специальных вопросов и восклицательных предложений.

Занятие 5. Интонация приказаний, просьб и разделительных вопросов. Интонация сложного предложения.

 

5.4. Тематика самостоятельных работ

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля

Тематика самостоятельных работ

1

Тема 1. Основы фонетики, артикуляционная база, правила транскрибирования.

1. Изучите тему «Общепринятый произносительный стандарт английского языка (RP)» и подготовьте устное сообщение о вариантных отклонениях от произносительного стандарта английского языка.

2. Изучите тему «Уровни и единицы устной формы речи, их функции» и подготовьте устное сообщение о фонеме и аллофоне.

3. Изучите тему «Строение речевого аппарата. Органы речи и их функции» и выполните упражнения 1-3 в пособии.

4. Изучите тему «Транскрипция» и подготовьтесь к транскрипционному диктанту.

2

Тема 2. Система гласных: классификация, артикуляция и ассимиляция. Чтение английских гласных.

1. Изучите тему «Классификация гласных звуков английского языка» и создайте таблицу гласных звуков.

2. Изучите тему «Позиционная долгота английских гласных» и определите позиционную долготу гласных в указанных преподавателем упражнениях.

3. Выполните рекомендованные преподавателем упражнения на постановку и отработку английских гласных.

4. Найдите буквенные соответствия изучаемым гласным звукам.

 

5. Создайте аудиопортфолио собственных записей практических упражнений по теме «Фонологическая система гласных английского языка».

6. Выполните фонетический анализ записей упражнений одногруппников по указанной схеме (Peer Review of Self-Recording).

3

Тема 3. Система согласных: классификация, артикуляция и ассимиляция.

1. Изучите тему «Классификация согласных звуков английского языка» и создайте таблицу гласных звуков.

2. Изучите тему «Качественные варианты согласных фонем» и определите тип ассимиляции в предложенных преподавателем упражнениях.

3. Выполните рекомендованные преподавателем упражнения на постановку и отработку английских согласных.

4. Создайте аудиопортфолио собственных записей практических упражнений по теме «Фонологическая система согласных английского языка».

5. Выполните фонетический анализ записей упражнений одногруппников по указанной схеме (Peer Review of Self-Recording).

4

Тема 4. Просодия слова и предложения.

1.Изучите тему «Словесное и фразовое ударение» и составьте расширенный список проблемных с точки зрения ударения слов, а также расставьте фразовое ударение в предложенных преподавателем упражнениях.

2. Изучите тему «Основные компоненты интонации» и сделайте собственную аудиозапись упражнений на основные терминальные тоны, темп и ритм.

3.Изучите тему «Интонационное оформление высказываний в связной речи» и выполните интонирование предложенных преподавателем высказываний.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

 

Наименование темы, в соответствии с тематическим планом

Наименование темы (задания) для самостоятельной работы

Название учебно-методической литературы для самостоятельной работы

Электронные ресурсы (lms-3.kantiana.ru / spektr.kantiana.ru)

Тема 1. Основы фонетики, артикуляционная база, правила транскрибирования.

1)Общепринятый произносительный стандарт английского языка

 

2) Уровни и единицы устной формы речи, их функции

 

 

 

 

 

3) Строение

 речевого аппарата. Органы речи и их функции

 

 

4)Транскрипция

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011

2) lms-3.kantiana.ru (Тема 1)

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011

 

2) http://www.studyenglishtoday.net/english-phonetics.html

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) lms-3.kantiana.ru (Тема 1)

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) tophonetics.com

Тема 2. Система гласных: классификация, артикуляция и ассимиляция. Чтение английских гласных.

1)Классификация гласных звуков английского языка

 

 

 

 

 

 

2) Позиционная долгота английских гласных

 

 

3) Артикуляция и ассимиляция английских гласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Чтение английских гласных.

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.вузов/  М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др. - М.: Владос, 1997

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Baker А. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. Third edition. – Cambridge University Press, 2007.

3) Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку : английское произношение: учеб. пособие для вузов. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2003.

4)http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Практическая фонетика английского языка: Учеб.длястуд.вузов/[М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др.]. - Москва: Владос, 1997.

Тема 3. Система согласных: классификация, артикуляция и ассимиляция.

1)Классификация согласных звуков английского языка

 

 

 

 

 

 

2)Качественные варианты английских согласных фонем

 

 

 

 

 

3) Артикуляция и ассимиляция английских согласных.

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.вузов/  М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др. - М.: Владос, 1997

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2)http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish

3) Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку : английское произношение: учеб. пособие для вузов. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2003.

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Baker А. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. Third edition. – Cambridge University Press, 2007.

3) Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку : английское произношение: учеб. пособие для вузов. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2003.

4) http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish

 

Тема 4. Просодия слова и предложения.

1) Словесное и фразовое ударение

 

 

 

 

 

 

2) Основные компоненты интонации

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Интонационное оформление высказываний в связной речи

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Baker А. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. Third edition. – Cambridge University Press, 2007.

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.вузов/  М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др. - М.: Владос, 1997

 

1) Вводно-фонетический курс английского языка: учебно-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

2) Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.вузов/  М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др. - М.: Владос, 1997

3) Baker А. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. Third edition. – Cambridge University Press, 2007.

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

А) Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в рамках учебной дисциплины

 

 

Компе-тенции

Этапы формирования

Показатели сформированности

Средства и критерии оценки

ОК-8

Ориентировочный (начальный)

Знает основные способы обучения произношению и методы самоконтроля, а также развития профессиональной языковой компетенции.

Устный опрос

Деятельностный (основной)

Умеет использовать лингвистические и экстралингвистические знания для своего интеллектуального развития и самосовершенствования.

Тестирование, не менее 60% выполненных заданий

Контрольно-корректировочный (завершающий)

Использует навыки  редактирования собственных аудиозаписей и письменных текстов.

Перекрестное рецензирование (peer review), оценка не ниже “удовлетворительно”

 

Компе-тенции

Этапы формирования

Показатели сформированности

Средства и критерии оценки

ОПК-2

Ориентировочный (начальный)

Знает основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической и практической подготовки бакалавра;
- специфику организации и функционирования английской звучащей речи;
- фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных коммуникативных задач.

Тестирование, не менее 60% выполненных заданий

Деятельностный (основной)

Умеет распознавать коммуникативные цели высказывания на иностранном языке;

 - выбирать адекватные коммуникативной ситуации языковые средства.

Контрольно-корректировочный

(завершающий)

Владеет навыками артикуляции английских фонем и работы с новейшими методами исследования фонетических явлений;

-   фонетическим анализом;

-  современным британским произносительным вариантом английского языка, имеет представление о региональных языковых вариантах.

Запись аудиопортфолио – оценка не ниже “удовлетворительно”

 

Компе-тенции

Этапы формирования

Показатели сформированности

Средства и критерии оценки

ОПК-20

Ориентировочный (начальный)

Знает принципы словарной работы, в том числе и онлайн, и основные требования информационной безопасности.

Транскрипционные диктанты, не менее 60% выполненных заданий

Деятельностный (основной)

Умеет осуществлять поиск необходимой библиографической информации на иностранном языке с применением соответствующих технологий.

Контрольная работа, оценка не ниже “удовлетворительно”

Контрольно-корректировочный (завершающий)

Использует навыки работы с различными моно- и двуязычными словарями, в том числе общими и произносительными онлайн-словарями;

- онлайн-технологиями работы с транскрипцией.

Зачетное транскрибирование отрывка текста, до 11 ошибок (“удовлетворительно”)

 

Компе-тенции

Этапы формирования

Показатели сформированности

Средства и критерии оценки

ПК-23

Ориентировочный (начальный)

Знает основные фонетические термины и лингвокультурные понятия.

Фронтальный устный опрос, устная часть зачета (оценка не ниже “удовлетворительно”)

Деятельностный (основной)

Умеет применять фонетическую терминологию на практике.

Фронтальный устный опрос, устная и письменная часть зачета (оценка не ниже “удовлетворительно”)

Контрольно-корректировочный (завершающий)

Владеет навыками использования фонетического терминологического аппарата в академических целях.

Фронтальный устный опрос, устная и письменная часть зачета (оценка не ниже “удовлетворительно”)

 

Б) Критерии оценивания знаний студента на зачете

Промежуточная аттестация подразумевает выполнение не только заданий на самом зачете, но и допуск к зачету, который состоит из оценки посещаемости, выполнении всех текущих письменных и устных заданий на практических занятиях и в качестве самостоятельной работы, предоставление полного аудиопортфолио со всеми записями упражнений, выполненных в течение курса (не позднее чем за неделю до зачета) и наличие не менее одной анкеты выполненного перекрестного рецензирования (peer review).

 

Баллы (рейтинговая оценка)

Оценка

Требования к знаниям

Не  менее 85% от максимальной сум­мы баллов

Отлично (уровень высокий)

а) сумма баллов по тестовым заданиям не должна быть менее 85%; б) в ходе зачета бакалавр должен продемонстрировать отличные знания основных понятий по дисциплине (см. таблицу ниже); в) ответы на практических занятиях (фонетические упражнения, диалоги) должны быть выполнены  на «хорошо» или «отлично»; г) перекрестное рецензирование должно быть выполнено на «хорошо» или «отлично»; д) посещаемость – не менее 85%.

Не менее 75% от мак­симальной сум­мы баллов

Хорошо (уровень продвинутый)

а) количество баллов по тестовым заданиям не менее 75% от максимальной суммы баллов; б) в ходе зачета бакалавр должен продемонстрировать хорошие знания основных понятий по дисциплине (см. таблицу ниже); в) ответы на практических занятиях (фонетические упражнения, диалоги) должны быть подготовленных не ниже, чем на «хорошо»; г) перекрестное рецензирование должно быть выполнено на «хорошо»; д) посещаемость – не менее 70%.

Не менее 50% от максимальной сум­мы баллов

Удовлетворительно (уровень пороговый)

а) количество баллов по тестовым заданиям не менее 50% от максималь­ной суммы баллов; б) в ходе зачета бакалавр должен продемонстрировать удовлетворительные знания основных понятий по дисциплине (см. таблицу ниже); в) ответы на практических занятиях (фонетические упражнения, диалоги) должны быть выполнены  не ниже, чем на «удовлетворительно»; г) перекрестное рецензирование должно быть выполнено не ниже, чем на оценку «удовлетворительно»; д) посещаемость – не менее 60%.

Менее 50% суммы баллов от макси­мально возможной

Неудовлетворительно

а) студент набрал по результатам тести­рования менее 50% суммы баллов от максимально возможной; б) показал плохие знания по основным вопросам содержания курса (см. таблицу ниже); в) не выполнил ни одного  перекрестного реферирования или рецензирование выполнено на оценку “неудовлетворительно”; г) не выступал на практических занятиях или 50% ответов неудовлетворительные; д) посещаемость –  50% и ниже.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “Практическая фонетика первого иностранного языка (английский язык)”

Вопрос

Зачтено

Не зачтено

1) Транскрибирование отрывка текста (объем – 90-120 слов)

0 – 10 ошибок

 

11 ошибок и более

2) Фонетическое чтение отрывка

- не допускает многочисленных (0 – 4 ош.) и/или грубых фонематических ошибок;

- соблюдает правильный интонационный рисунок;

- соблюдает акцентуацию и ритм;

- соблюдает связность речи

- делает многочисленные (5 и более) и/или грубые фонематические ошибки;

 -  не соблюдает правильный интонационный рисунок;

 - не соблюдает акцентуацию и ритм;

 - не соблюдает связность речи

3) Характеристика 1 гласного и 1 согласного звука

Дана полная характеристика обоих звуков; дана полная характеристика одного и неполная (50% или 0-3 ош.) другого; дана неполная характеристика обоих звуков (70%/70% или 1-2 ош.)

Дана полная характеристика 1 звука и неполная (40% или 4 и более ош.) другого; дана неполная характеристика обоих звуков (60/60%, 70/50% и т.д. или 3 и более ош.)

4) Ответ на теоретический вопрос по пройденному курсу

- ответ полный, развернутый, снабжен примерами;

- ответ недостаточно полный (и/или без примеров), однако имеется правильный ответ на наводящий дополнительный вопрос

 - ответ неполный и без примеров; ответа на дополнительный вопрос нет или он неправильный;

 

 

Система оценивания:

4 вопроса зачтено - “Зачтено”

3 вопроса зачтено - “Зачтено”

2 вопроса зачтено - “Не зачтено”

1 вопрос зачтен - “Не зачтено”

 

В случае если одно или несколько из указанных выше условий промежуточной аттестации для получения допуска к зачету не будет выполнено до последнего занятия в семестре, для получения оценки «зачтено» студенту предлагается устранить задолженности в установленный менеджером ООП срок.

Форма проведения пересдачи – письменный ответ на все вопросы за исключением фонетического чтения отрывка.

В случае перехода на дистанционное обучение промежуточный и итоговый контроль осуществляется на платформе Google Meet: студенты пишут самостоятельные и итоговые контрольные работы, содержащие транскрипцию, на листе, делаю снимок и прикрепляют его на платформах lms-3.kantiana.ru и spektr.kantiana.ru.

 

В) Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы в рамках учебной дисциплины

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Опишите артикуляционную базу английского языка.

2.Сформулируйте различия в артикуляционных базах английского и русского языков.

3. Приведите классификацию гласных английского языка.

4. Сформулируйте отличия в произношении гласных в английском и русском языках.

5. Дайте характеристику дифтонгов.

6. Приведите классификацию согласных английского языка.

7. Сформулируйте отличия в произношении согласных в английском и русском языках.

8. Назовите основные правила ударения в словах и словосочетаниях в в английском языке.

9. Назовите основные правила фразового ударения и деления на синтагмы в в английском языке.

10. Назовите основные интонационные модели в английском языка и приведите примеры.

 

Примеры тестовых заданий

 

 

  1. Divide the sounds into corresponding groups:

[d] [k] [j] [b] [w] [m] [g] [r] [h] [f]

occlusive

constrictive

 

 

 

 

 

 

  1. Find and correct mistakes in the sound description:

 

[i:] – long lax unrounded front close (high) diphthongoid of narrow variation.

 

[e] – short lax rounded front mid-open monophthong of narrow variation.

 

[a:] – long tense unrounded  front open (low) monophthong of broad variation.

 

[u]  – short lax unrounded back-advanced close (high) monophthong of broad variation.

  1. Transcribe the following lines:

 

 

I'm looking at you through the glass

Don't know how much time has passed

Oh God it feels like forever

But no one ever tells you

That forever feels like home

Sitting all alone inside your head

 

 

  1. Provide at least three examples of words with the following sounds:

 

[au] -

      [ei]  -

      [εə] -

      [uə] -

 

  1. Mark the types of the syllables in the underlined parts of the words and write the corresponding vowel sounds:

mingle                  rarely                              star/vation                                 defend

 

  1. Draw the intonation scales for the following sentences:

a.       Paul is in the shop.

b.      I eat fruit, vegetables and meat.

c.       Are you fifteen?

d.      Were you at home or at school?

e.       What is she like?

f.       What a funny story!

g.      Show me the way.

h.      You like it, don’t you?

 

Вопросы для промежуточного контроля:

I. Транскрипция и выразительное чтение отрывка объемом 90 - 120 слов.

II. Характеристика одного гласного и одного согласного.

III. Ответ  на один из следующих вопросов:

1.      Основная характеристика звуков речи, различия между гласными и согласными.

2.      Фонологические и фонетические признаки английских гласных.

3.      Фонологические и фонетические (норматив­ные) признаки английских согласных.

4.      Фонема и аллофон.         

5.      Специфика дифтонгов и трифтонгов.

6.      Активные и пассивные органы речи. Строение речевого аппарата.

7.                  Позиционная длительность гласных в слоге.

8.      Комбинаторная вариация звуков в слоге: ассимиляция и ее виды.

9.      Редукция и ее виды.

10.  Модификация английских согласных в связной речи: носовой, латеральный взрыв и потеря взрыва.

11.  Фонологическая система английского языка в сопоставле­нии с системой русского языка: опишите разницу между английским [pik] и русским [пик].

12.              Артикуляционные особенности английских гласных: в чем их отличие в словах “bet”, “bought” и “boat”?

13.              Каковы особенности произношения окончаний –s и –ed в английском языке?

14.              Слогообразование в английском языке. Типы английских слогов. Правила чтения гласных букв под ударением в различных положениях: открытом, закрытом, открытом перед буквой r, закрытом перед r.

15.              Интонация и ее компоненты. Основные интонационные контуры. Интонационный анализ.

 

 

Г) Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Контроль над процессом обучения является непрерывным и многоаспектным. Используются средства контроля качества обученности различных уровней: диагностирующие, текущие и промежуточная аттестация.

Диагностирующие средства имеют целью определение начального уровня знаний, умений и навыков, на базе которых формируются компетенции дисциплины. Начальный уровень знаний определяется на основе индивидуального устного собеседования на первом практическом занятии.

Текущий контроль призван, с одной стороны, определить уровень продвижения студентов в изучении дисциплины и диагностировать затруднения в изучении материала, а с другой – показать эффективность выбранных средств и методов обучения. Формы текущего контроля – небольшие самостоятельные задания в виде тестов. Планирование текущего контроля неразрывно связано с планированием аудиторной и самостоятельной работы студентов и играет важную роль в обеспечении компетентностной направленности обучения. Результаты самостоятельной работы студентов проверяются в ходе тестирования, устных ответов на занятиях и зачетном аудиопортфолио.

Промежуточная аттестация направлена на определение уровня сформированности компетенций по дисциплине в целом.

Все виды текущего контроля осуществляются на практических занятиях. Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения студентами знаний, и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих компонентах:

1. Периодичность проведения оценки.

2. Многоступенчатость: оценка преподавателем, самооценка бакалавра, оценка одногруппников (при анализе записей фонетических упражнений и перекрестном реферировании).

3. Единство используемой технологии для всех студентов, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля по дисциплине для оценки компетенций обучающихся представлена в таблице:

 

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика процедуры оценивания компетенций

Представление оценочного средства в фонде

Устный опрос

Устный опрос по рассмотренным темам дисциплины проводится в виде фронтального опроса в начале лекционного или практического занятия. Он также включает опрос тренировочных фонетических упражнений, подготовленных самостоятельно.

Вопросы для самоконтроля

 

 

 

 

Тест

Проводится на практических занятиях. Позволяет оценить уровень освоения студентами практического материала по дисциплине. Отведенное время на подготовку определяет преподаватель.

 Тестовые задания в личном фонде преподавателя

Экзамен

Проводится в определенный срок, согласно графику учебного процесса. При выставлении оценок учитывается уровень приобретенных компетенций студента.

Комплект вопросов к экзамену

 

 

 

8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(библиотека БФУ им. И. Канта):

 

1)     Вводно-фонетический курс английского языка: учеб.-практ. пособие для студентов 1-2 курсов / под ред. Т. П. Желонкиной; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 132 с. - Библиогр.: с. 128-129 (19 назв.)

Имеются экземпляры в отделах /There are copies in departments: 
    всего /all 2: ИБО(1), ч.з.N4(1)
    Свободны / free: ИБО(1), ч.з.N4(1)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1)      BakerShip or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course: [Student's Book]/ Ann Baker. - 3rd ed.. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 224 p.

            Имеются экземпляры в отделах /There are copies in departments: 
          
всего /all 8: УБ(7), ч.з.N4(1)
          
Свободны / free: УБ(6), ч.з.N4(1)

2)      Лебединская,Б.Я. Практикум по английскому языку : английское произношение: учеб. пособие для вузов/ Б. Я. Лебединская. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2003. - 176 с. - (English).

Имеются экземпляры в отделах /There are copies in departments: 

            ч.з.N4(1)

            Свободны / free: ч.з.N4(1)

3)      Практическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.вузов/ [М.А.Соколова,К.П.Гинтовт,Л.А.Кантер и др.]. - Москва: Владос, 1997. - 382 с.: Имеются экземпляры в отделах /There are copies in departments: 
всего /all 20: ч.з.N4(1), НА(1), УБ(18)
Свободны / free: ч.з.N4(1), НА(1), УБ(15)

 

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. http://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/features/pronunciation/
  2. tophonetics.com
  3. http://www.bbc.co.uk/programmes/p01slnp5
  4. http://www.bbc.com/travel/feature/20140619-one-woman-17-british-accents
  5. http://www.studyenglishtoday.net/english-phonetics.html
  6. http://usefulenglish.ru/phonetics

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Методика преподавания дисциплины строится на сочетании лекционных и практических занятий с индивидуальными консультациями. Практические занятия проводятся по темам дисциплины, требующим приобретения практических навыков произношения. Важным аспектом приобретения этих навыков служит активное участие студентов в практических занятиях: постановка и отработка отдельных звуков, интонационных рисунков, изучение принципов транскрибирования и пр. Особую роль в обучении  отводится аудированию, при котором развивается фонетический слух, поэтому студентам необходимо внимательно следить за ответами других, анализировать их и учиться выявлять фонетические ошибки.

При изучении дисциплины «Практическая фонетика первого иностранного языка» особое значение имеет правильная организация самостоятельной работы студентов, которой отводится наибольшее количество часов. Работа такого рода подразумевает ежедневное внеаудиторное выполнение комплекса упражнений, без которых невозможно четкое усвоение произносительных навыков, основные характеристики которых излагаются на соответствующих аудиторных занятиях.

Самостоятельную отработку каждого звука (как гласного, так и согласного) рекомендуется проводить согласно следующему плану:

·         выполнение ряда дыхательных упражнений и упражнений на артикуляцию;

·         запоминание основных характеристик звука, изложенных в  обучающих пособиях (см. Перечень  основной и дополнительной литературы) в соответствии с ниже приведенной схемой описания звука;

·         чтение (обязательно вслух!) упражнений практикума с использованием визуальной опоры вслед за диктором с многократной проработкой наиболее сложных моментов;

·         чтение упражнений практикума вслед за диктором без визуальной опоры (при необходимости неоднократное);

·         неоднократное чтение упражнений практикума без аудиосопровождения с постепенным возрастанием темпа;

·         прослушивание, отработка и записывание на любой аудионоситель собственного варианта прочтения короткого текста по каждому изучаемому звуку;

С целью своевременного фиксирования произносительных ошибок самостоятельные фонетические занятия желательно проводить перед зеркалом. Не следует бояться изначально преувеличенного, сверхчеткого произнесения тренируемого звука. На первых этапах тренировки важно концентрироваться именно на этом звуке, абстрагируясь от необходимости правильного произнесения других, ранее не изученных фонетических явлений.

Элементы схемы описания звука:

- символ звука в транскрипции;

- научное описание звука;

- анализ артикуляции звука;

- сравнение звука с аналогичными звуками русского языка;

- система букв и буквосочетаний, служащих обозначению звука.

            На этапе изучения интонации следует обратить внимание на то, что данная работа подразумевает как беглое выразительное чтение, так и транскрипцию и интонирование предложенных преподавателем материалов.

     Другим важным аспектом обучения произношению является взаимообмен аудиозаписями студентов и их оценивание друг друга (перекрестное рецензирование) по предложенной схеме-анкете (Peer Review of Self-Recording). Эта самостоятельная работа студентов осуществляется в несколько этапов:

1) студент-автор делает аудиозапись указанного преподавателем упражнения. Рекомендуется перезаписываться несколько раз, чтобы окончательный вариант был максимально приближен к оригиналу.

2)  студент-автор отсылает свою запись студенту-рецензенту (одному или двум) и преподавателю;

3) студент-рецензент и преподаватель анализируют запись, указывают на ошибки и отмечают сильные стороны;

4) студент-рецензент сравнивает преподавательскую оценку со своей;

5) анкета передается студенту-автору для анализа своей записи и исправления ошибок;

6) студент-автор делает повторную аудиозапись упражнения с учетом ошибок, указанных студентом-рецензентом и преподавателем.

 

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения  и информационных справочных систем

а) методы обучения с использованием информационных технологий: программа контроля знаний на университетском портале БРС - https://brs.kantiana.ru, дистанционные формы обучения в системе электронного образовательного контента БФУ им. И. Канта: http://lms-3.kantiana.ru. https://lms-3.kantiana.ruttps://lms-3.kantiana.ru

б) информационные справочные ресурсы: ЭБС Кантиана (http://elib.kantiana.ru).

      в) Программы Microsoft Office 2007/2010:

          MS Power Point,

          MS Word,

          MS Excel,

          Программа для чтения документов в формате pdf Adobe Reader.

 

 

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Учебная аудитория, оборудованная интерактивным комплексом (моноблок MSI AE222G-257XRU, подключенный к локальной сети университета с выходом в Интернет; телевизор LG ULTRA HD).