Практическое занятие "Происхождение и развитие земледелия"

1.Проблема происхождения земледелия

2.Эволюция систем земледелия

3.Классификация земледельческих орудий труда

Литература:

Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М., 1978.

Берлянд С.С. Очерки о земледелии и земледельцах. М., 1964.

Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса/ Л. В. Милов. - М.: РОССПЭН, 1998, 2001.

Семенов С.А. Происхождения земледелия. Л., 1974.

 

Дополнительная литература:

Федоров В.М. Биосфера – земледелие - человечество. М., 1990.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить и охарактеризовать гипотезы о путях перехода от развитого собирательства к земледелию. Какие есть теории происхождения земледелия? Что способствовало переходу к земледелию в северных широтах? На базе каких земледельческих культур сложились цивилизованные общества? Покажите на карте границы распространения этих цивилизаций.

Во втором вопросе надо охарактеризовать следующие системы земледелия: болотная (лиманная), мотыжная (огородная), залежная, подсечно-огневая, переложная, сидеральная, паровая, плодосменная, вольная. При этом следует разъяснить сущность каждой системы, выяснить, почему совершился отказ или переход к характеризуемой системе? Также необходимо объяснить понятия экстенсивное, интенсивное, экспансивное, ирригационное, мелиорируемое, богарное, устойчивое, круглогодичное земледелие.

В третьем вопросе сначала характеризуются орудия бесплужного, затем плужного земледелия. При этом следует объяснить, что такое палка-копалка и ее разновидности, лопата, мотыга. В чем главное отличие орудий плужного земледелия от орудий бесплужного земледелия? Из каких основных частей состоят орудия плужного земледелия? Чем различаются рало, соха и плуг?