Пр. занятие "Этнологические источники и методы исследований"

Этнологические источники и методы исследований 

1. Классификация этнологических источников 

2. Методы сбора этнологической информации
3. Методы анализа этнологических данных

Литература 
Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л. 1974.
Ненашев М. И. Методы исследований в качественной социологии: монография. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. С. 30-36. ч.з.N2(1)
Преображенский, П. Ф. Курс этнологии / П. Ф. Преображенский. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 
Садохин А.П. Этнология: Учебное пособие. М., 2004.
Свод этнографических понятий и терминов. Под ред. Ю.В. Бромлея и Г. Штробаха: Этнография и смежные дисциплины. Субдисциплины: школы и направления, методы. М., 1988. 
Этнология. Учебник / Г. Т. Тавадов. М., 2002. 
Этнология: учеб. пособие / [Т.С. Гузенкова [и др.] : под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. - М.: Культура : Акад. Проект, 2005.
Этнология: Учебник для вузов. / Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. М., 2000


Практическое занятие проводится в форме обсуждения локальных вопросов темы. 


Приступая к изучению темы, следует уяснить, что является источником в науке, каково значение сбора и анализа источников. 
В ответах на локальные вопросы необходимо в первую очередь объяснить сущность и особенности каждого типа источников, метода сбора и анализа этнологической информации, привести примеры источников, факты сбора, результаты анализа информации в этнологической науке.

При подготовке первого вопроса выясните требования, которые в этнологической науке предъявляются к материальным и духовным источникам. Что относится к материализованным свидетельствам духовной культуры? Какую важную для этнологии информацию можно получить из письменных источников, статистических материалов? Почему этнологическим источником являются музейные собрания? Данные каких наук и почему рассматриваются как источники для этнологии? 


Во втором вопросе вначале надо выяснить сущность метода экспедиционного исследования (стационарного метода), позволившего собрать значительный объем этнологической информации; объяснить, почему этнографический год продолжительнее астрономического года. Кто из известных этнологов добился значительных научных достижений, используя данный метод? Каковы преимущества и недостатки сезонного выезда на полевые исследования и маршрутного метода? Охарактеризуйте опрос и наблюдение, применяемые для сбора информации. Какие требования, предъявляются к этнографическому эксперименту и в чем его сущность? 


В третьем вопросе следует показать сущность сравнительно-исторического метода, методов этнографического картографирования и количественного анализа, которые применяются в этнологии для анализа собранной информации.