37.05.01 Клиническая психология. 2014
Цель: формирование навыков подбора и использования групповых методов в работе клинического психолога с потребителями ПАВ.
Программа:
Тема 1. Требования к учебному курсу. Групповые методы: история и классификация. Т-группы.

Тема 2. Формирование группы. Групповая динамика.

Тема 3. Группы встреч (инкаунтер-группы)

Тема 4. Гештальт-группы

Тема 5. Психодраммы

Тема 6. Арттерапия и танцевальная

Тема 7. Телесная терапия

Тема 8. Транзактный анализ

Тема 9. Темоцентрированное взаимодействие. Иные методы.

Тема 10. Тренинги социальных умений. Ролевые и деловые игры.
Разработчик: к.п.н., доцент Торопов П.Б.

37.05.01 Клиническая психология 

Программа курса

Целью дисциплины является формирование знаний основ виктимологии и формирования компетенций в работе с жертвами..

Тема 1. Виктимология, как наука, область профессиональной деятельности и учебный курс. Человек как жертва.

Тема 2. Формирование виктимности: теории и модели. Факторы виктимизации и механизмы становления виктимного поведения. Классификация жертв.

Тема 3. Группы риска и особенности ситуации развития личности.

Тема 4. Диагностика виктимогенной ситуации, виктимности и состояния жертвы. Заключение психолога.

Тема 5. Методы работы с жертвами

Составитель: к.п.н., доцент Института образования П.Б. Торопов

37.05.01 Клиническая психология (год поступления 2014)

Программа курса

Целью дисциплины является формирование знаний об основных этапах и направлениях развития теорий личности (психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, психологии отношений) и их роли в клинической психологии, в формировании концепции патологии и концепции клинико-психологических (психотерапевтических) вмешательств.

Тема 1. Общая характеристика теорий личности.

Тема 2. Теория личности в психоанализе.

Тема 3. Теории личности в современной психодинамической психологии.

Тема 4. Проблема личности в бихевиоризме. Проблема личности в рамках поведенческого и когнитивного направления. Современные когнитивные подходы.

Тема 5. Теория личности в гуманистической психологии

Тема 6. Отечественные теории личности и клиническая психология.

Тема 7. Основные классические и современные психоаналитические концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии. Критерии «патологичности» личностной сферы.

Тема 8. Основные классические и современные теории происхождения личностных расстройств.

Тема 9. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.

Тема 10. Вопросы диагностики личностных расстройств.

Рабочая программа (2014)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

37.05.01 Клиническая психология (год поступления 2015)

Целью дисциплины является формирование знаний об основных этапах и направлениях развития теорий личности (психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, психологии отношений) и их роли в клинической психологии, в формировании концепции патологии и концепции клинико-психологических (психотерапевтических) вмешательств.

Программа курса.

Тема 1. Общая характеристика теорий личности.

Тема 2. Теория личности в психоанализе.

Тема 3. Развитие психоанализа. Неопсихоанализ.

Тема 4. Теории личности в современной психодинамической психологии.

Тема 5. Проблема личности в бихевиоризме. Проблема личности в рамках поведенческого и когнитивного направления. Современные когнитивные подходы.

Тема 6. Теория личности в гуманистической психологии

Тема 7. Отечественные теории личности и клиническая психология.

Рабочая программа (2015)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

37.05.01 Клиническая психология (год поступления 2015)

Целью дисциплины является формирование общих представлений и феменологии, структуре и динамике патологической организации личности.

Программа курса

Тема 1. Основные классические и современные психоаналитические концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии. Критерии «патологичности» личностной сферы

Тема 2. Факторы формирования расстройств личности. Проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта

Тема 3. Основные классические и современные теории происхождения личностных расстройств

Тема 4. Вопросы диагностики личностных расстройств.

Тема 5. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии

Тема 6. Роль психолога в психопрофилактике личностных расстройств у подростков в образовательных учреждениях

Тема 7. Общие цели и задачи психотерапии в клинике личностных расстройств.

Рабочая программа (2015)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

37.05.01 Клиническая психология (год поступления 2014)

Целью дисциплины является формирование у студентов устойчивых знаний, умений и навыков проведения клинико-психологического обследования детей с нарушениями психического и физического развития.

Программа курса.

Тема 1. Общая характеристика патопсихологического обследования детей. Принципы и этапы клинико – психологического эксперимента.

Тема 2. Демонстрация комплексного патопсихологического обследования ребенка и обсуждение полученных результатов.

Тема 3. Экспериментально-психологическое обследование детей с психическим недоразвитием

Тема 4. Экспериментально-психологическое обследование детей с поврежденным развитием 

Тема 5. Экспериментально-психологическое обследование детей с искаженным развитием 

Тема 6. Экспериментально-психологическое обследование детей с дефицитарным развитием 

Тема 7. Экспериментально-психологическое обследование детей с дисгармоничным развитием 

Рабочая программа (2014)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

37.05.01 Клиническая психология (год поступления 2015)

Целью дисциплины является формирование у студентов устойчивых знаний, умений и навыков проведения клинико-психологического обследования детей с нарушениями психического и физического развития.

Программа курса.

Тема 1. Общая характеристика патопсихологического обследования детей. Принципы и этапы клинико – психологического эксперимента.

Тема 2. Демонстрация комплексного патопсихологического обследования ребенка и обсуждение полученных результатов.

Тема 3. Экспериментально-психологическое обследование детей с психическим недоразвитием

Тема 4. Экспериментально-психологическое обследование детей с поврежденным развитием 

Тема 5. Экспериментально-психологическое обследование детей с искаженным развитием 

Тема 6. Экспериментально-психологическое обследование детей с дефицитарным развитием 

Тема 7. Экспериментально-психологическое обследование детей с дисгармоничным развитием 

Рабочая программа (2015)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

37.05.01 Клиническая психология

Год поступления 2015

Целью дисциплины является формирование у студентов представления о принципах нейропсихологической диагностики, обучение методам и методикам нейропсихологического исследования высших психических функций.

Программа курса

Тема 1. Общая характеристика нейропсихологического обследования. Принципы и этапы клинико – психологического эксперимента.

Тема 2. Демонстрация комплексного нейропсихологического обследования больного и обсуждение полученных результатов.

Тема 3. Исследование зрительного, слухового и соматосенсорного гнозиса.

Тема 4. Исследование оптико-пространственного анализа и синтеза.

Тема 5. Исследование произвольных движений.

Тема 6. Исследование речи.

Тема 7. Исследование письма и чтения.

Тема 8. Исследование памяти и внимания.

Тема 9. Исследование мышления.

Тема 10. Общее обследование больного и составление заключения.

Рабочая программа (2015)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

Целью дисциплины является формирование у студентов научного представления о культурологических, социальных и биологических основах человеческой сексуальности и особенностях ее развития на разных этапах онтогенеза. 

Программа курса

Тема 1. Введение. Понятие о сексуальных расстройствах. Развитие научной сексологии.

Тема 2. Половой диморфизм, половая дифференциация.

Тема 3. Анатомия и физиология мужской и женской половой сферы.

Тема 4. Сексуальная культура и сексуальное здоровье.

Тема 5. Сексуальные расстройства у мужчин и женщин. Сексуальная культура и сексуальное здоровье.

Тема 6. Сексуальная дисгармония супружеской пары.

Тема 7. Половые расстройства, связанные с нарушениями психики. Профилактика и коррекция. ской пары.

Рабочая программа (2014)

Составитель: старший преподаватель Института образования А.А. Завертяева

Целью дисциплины является овладение студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий с целью адекватного применения их в своей профессиональной работе с людьми с различными особенностями развития.

Программа курса

Тема 1. История развития методов психологической коррекции и теоретико-методологические основы психокоррекции.

Тема 2. Основные коррекционные подходы и технологии

Тема 3. Методы и средства психологической коррекции

Тема 4. Психокоррекционные технологии для детей с разными вариантами дизонтогенеза

Рабочая программа (2015)

37.05.01 Клиническая психология

Год набора - 2015

Составитель - профессор Симаева Ирина Николаевна

37.05.01 Клиническая психология

Год набора - 2014

Составитель - профессор Симаева Ирина Николаевна

Тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Учебный курс для студентов специальности "Клиническая психология", специалитет, 5 курс.

1. Учебный курс и область профессиональной деятельности: особенности, требования, отчетность. Тренинг: общее понятие. Тренинг, как метод в клинической практике. Достоинства и недостатки. Подходы к созданию теории.

2. Проблемы клиентов: анализ ситуации и возможности тренинга. Практика использования тренинга.

3. Тренинг в ретроспективе: возможности для использования элементов.

4. Требования к проведению тренинга. Правила эффективного тренера.

5. Проблемы при проведении тренинга. Тренинг и личность тренера: взаимосвязи.

6 Разработка программы тренинга и ее реализация: критериальный подход к результативности.

7. Презентация тренинга. Работа с коллегами, работодателями, потенциальным клиентом.

37.05.01 Направление подготовки: Клиническая психология 2014.

Программа:
1. Учебный курс и область профессиональной деятельности: особенности, требования, отчетность. ПАВ: нелегальные и легальные.

2. История употребления ПАВ: культурные традиции. Действие ПАВ. Классификация ПАВ.

3.  Зависимое поведение. Признаки, тапы и критерии. Модели поведения при зависимости. Концепции формирования. Психологически теории.

4. Государственные и профессиональные концепции профилактики ПАВ. Подходы к исследованию проблемы и решению проблем профилактики.

5. Программы профилактики употребления ПАВ и психологического сопровождения зависимого. Презентация Программы.

Разработчик: к.п.н., доцент. Торопов П.Б.

Методология в психологии - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. 
Без этих основ построить, провести и опубликовать результаты исследования - просто невозможно!
Весьма полезно прислушаться к мнению одного из классиков отечественной психологии В.П. Зинченко. Обращаясь к анализу методологии отечественной психологии, он отмечает, что «методология была связана не столько с теорией и философией, сколько с идеологией, находившейся над всем. Последняя была крайне агрессивна, претенциозна и самозванна»
.