Курс для студентов-бакалавров 2 курса.

Преподаватель: Игорь Александрович Горьков, ст. преп.

Дисциплина "Социология массовых коммуникаций" является дисциплиной обязательного блока модуля 7 ""Социология и психология политики"" Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 41.03.04. "Политология" Б1.Б.08. Изучению дисциплины " Социология массовых коммуникаций" должно предшествовать изучение общенаучных и общепрофессиональных дисциплин базовой и вариативной части образовательной программы.

 

Программа преддипломной практики разработана Кривошеевым В.В., профессором института гуманитарных наук. В программе дается описание конкретных действий студента по разработке исследовательского проекта, работе с литературой и источниками, итоговой документацией по прохождению практики. Содержится учебно-методическая литература, даны ссылки на интернет-источники.

Курс разработан профессором института гуманитарных наук Кривошеевым Владимиром Вениаминовичем и предназначен для студентов второго курса, обучающихся по программе магистратуры 41.04.04"Политология" (программа подготовки "Государственная политика и управление"). Изучение этой дисциплины позволит будущим магистрам полнее разобраться в существе оценки деятельности органов власти, узнать о критериях и показателях такого оценивания.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 41.03.04 «Политология» ФТД.В.02

Цель освоения дисциплины: изучение основ электоральной географии и основных особенностей региональных политических режимов; овладение количественными и качественными методами исследования структуры и динамики электорального пространства и региональных политических режимов в России и в сравнении с другими странами мира

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование глубокого и системного представления об основных теоретических подходах в области анализа электорального поведения;
  • формирование знания о применении методов, необходимых для электорального анализа;
  • выработка у студентов навыков научной дискуссии, экспертного обсуждения и презентации исследовательских проектов в области электоральных исследований;
  • формирование навыков информационно-аналитической и информационно-библиографической работы с привлечением современных технологий, поиска и анализа информации, сбора, обработки и анализа статистических и эмпирических данных;
  • выработка навыков самостоятельного отбора и применения полученных знаний в области электорального анализа для руководства и проведения практических исследований.
  1. Автор: Харитонова Елена Вячеславовна, канд. филол. н., доцент, доцент ИГН БФУ им. И. Канта.

  2. Слушатели: Направление "Лингвистика" (45.03.02), Направленность "Перевод и переводоведение", 4 год обучения; а также Направление  Лингвистика магистерская программа "Перевод для международного бизнеса и дипломатии" 1 год обучения.
  3. Основной целью дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности переводчика» является теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к выполнению научно-исследовательских работ: формирование у обучающихся способности творчески мыслить, самостоятельно осуществлять научно-исследовательский поиск, анализировать и обобщать информацию по теме научного исследования.

1. Институт гуманитарных наук.

2. Курс «Проблемы терминологии и терминологизации в русском языке» относится к дисциплинам по выбору образовательной программы по направлению «Филология» (45.04.01) и предназначен для студентов интегрированной магистратуры по программе «Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях», обучающихся на 2 курсе очной формы обучения.

3. Цели и результаты обучения.
Цель изучения:
Формирование у магистрантов целостного представления о современной терминологии и понимании процесса терминологизации в современном русском языке, в целом, и в сфере документационного обеспечения управления, в частности, научить работать с терминологией как лексико-фразеологической основой научного и делового текста

В результате освоения курса студент должен:
Знать

  • основную специфику терминологии и процесса терминообразования в русском и иностранных языках, используемых в деловой и коммуникации.

Уметь

  • лингвистически грамотно использовать терминологию на русском и иностранных языках, относящуюся к сфере профессиональной деятельности – деловой коммуникации

Владеть

  • навыками использования разноязычной терминологии, используемой в деловой коммуникации.

4. Курс разработан доктором филологических наук, профессором, профессором института гуманитарных наук кафедры Ваулиной Светланой Сергеевной.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 41.03.04 «Политология» Б1.В.ДВ.06.02

Цель освоения дисциплины: дать студентам основные знания по теории политических конфликтов в области прикладной политологии, а также представления о природе конфликтов, о технологиях и процедурах, используемых для разрешения конфликтов.

 

Задачи изучения дисциплины:

  • изучение современной теории и методологии политической конфликтологии, овладение навыками концептуализации и операционализации современных политических практик в терминах политической конфликтологии;
  • дать представления о предмете, методах, основных категориях политической конфликтологии;
  • познакомить студентов с основными современными конфликтологическими концепциями;
  • изучить современные представления о сущности, социальных функциях, протекании конфликтов (структура конфликта, динамика конфликта);
  • выработать практические навыки исследования конфликтов в сфере политики, развитие практических навыков в области конфликтного менеджмента.
  1. Институт гуманитарных наук
  2. Курс "Язык и стиль деловой документации" является одним из элементов модуля "Филологическое обеспечение деятельности документоведа", который, в свою очередь, включен в цикл основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 46.03.02  «Документоведение и архивоведение» (профиль: «Документоведение и документационное обеспечение управления»).
  3. Целью курса "Язык и стиль деловой документации" является формирование компетенций, необходимых для подготовки грамотных бакалавров, владеющих современным русским языком. Основным результатом обучения является формирование следующих компетенций:

ПК-10 - владение принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам;

ПК-11 - владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы;

ПК-12 - способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций;

ПК-19 - способность использовать правила подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки;

ПКс-52 - владение практическими навыками лингвистически корректного использования отдельных категорий слов и словосочетаний при составлении текстов делового стиля.

     3. Разработчик: кандидат филологических наук, доцент института гуманитарных наук Надежда Владимировна Писарь

Курс "Социология и психология управления" разработан профессором института гуманитарных наук Кривошеевым Владимиром Вениаминовичем. Курс разработан для студентов 1 курса очной формы обучения направление подготовки 46.04.02 "Документоведение и архивоведение" (магистерская программа "Документная коммуникация в России и за рубежом"). Изучение курса позволит ознакомится с основными концепциями и теориями социологии и психологии управления, историей становления и развития этой отрасли знания, основными ее приемами и методами. 

Программа повышения квалификации  разработана с учетом требований профессионального стандарта 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Приказ Минтруда России от 06.05.2015 N 276н).

Целью  курса повышения квалификации «Основы документационного обеспечения управления» является обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Задачи создания курса:
1. Обновление и углубление знаний в области основных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность службы ДОУ.
2. Совершенствование знаний в области основы организации работы с документами и технологии их составления и исполнения.
3. Освоение принципов использования информационных технологий в документационных процессах.


1. Институт гуманитарных наук;

2. Курс "Аннотирование и реферирование" является элементом модуля "Филологическое обеспечение профессиональной деятельности документоведа", входит в вариативную часть общепрофессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 46.03.02  «Документоведение и архивоведение» (профиль: «Документоведение и документационное обеспечение управления») и предназначен для студентов, обучающихся на 4 курсе очной формы обучения. 

Знания и навыки, полученные в рамках данного курса, имеют большую теоретическую значимость и практическую ценность, способствуют накоплению практического опыта использования русского языка в профессиональной деятельности документоведа.

Курс основан на обобщении отечественного и зарубежного теоретического и практического опыта в сфере  современного русского языка.

3. Цели и результаты обучения.

Целью курса «Аннотирование и реферирование» является формирование компетенций, необходимых для подготовки грамотных бакалавров, владеющих навыками аналитико-синтетической обработки документов, свертывания информации, аннотирования и реферирования.

В результате освоения курса студент должен:

  • знать грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • уметь:

        - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

        - проводить   орфографический   и   пунктуационный   анализ   текстов официально-делового стиля и его разновидностей и корректировать указанные тексты.

  • владеть методикой орфографической и пунктуационной корректуры официально-деловых документных текстов.

4. Входные требования к обучающимся.

Курс может быть освоен при успешном освоении студентами других элементов соответствующего модуля, а именно курсов "Современный русский язык", "Практикум по современному русскому языку", "Лексикография", "Практикум по редактированию и корректированию деловой документации" и др.

5. Курс разработан кандидатом филологических наук, доцентом института гуманитарных наук Н. В. Писарь

"Научно-исследовательский семинар" относится к модулю 3 ("Прикладные и маркетинговые исследования в социологии") является дисциплиной общенаучного цикла в базовой части для направления подготовки: 39.04.01 "Социология" программа подготовки  «Управление социальными процессами».

Объем дисциплины в зачетных единицах составляет 4 зачетных единицы, 74 часа на контактную работу обучающихся с преподавателем, 70 часов на самостоятельную работу обучающихся. Дисциплина изучается во втором семестре первого курса и первом семестре второго курса. По итогам курса предусмотрены зачеты.

Цель освоения дисциплины: выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

Автор курса: проф., д. соц. наук Кривошеев В.В. 

Институт Гуманитарных наук. Курс подготовлен профессором института Кривошеевым В. В.

Для студентов магистратуры первого курса (Направление подготовки: 39.04.01"Социология" профиль программа подготовки  "Управление социальными процессами").

Цель освоения дисциплины состоит в формировании у обучающихся глубокого и упорядоченного знания о современном состоянии философии и теории социального познания. В результате освоения дисциплины будущие магистры должны основные концепции и теории современной философии, ее понятийный аппарат, основной инструментарий, разработанный в ходе критики классического этапа развития социологического знания а также полнее освоить приемы и методы самообразования, фиксации социальных явлений и процессов

Курс рассчитан на студентов-бакалавров направления "Философия" 4 курса

Преподаватель: Игорь Александрович Горьков, ст. преп.

Курс «Теоретическая фонетика» является обязательной дисциплиной модуля "Теория изучаемых языков" учебного плана по программе бакалавриата "Лингвистика" (45.03.02). Дисциплина предназначена для студентов Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта направления "Перевод и переводоведения", изучающих французский язык и читается на французском языке в 5 семестре в объёме 108 академических часов. Учебным планом предусмотрены лекционные, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Курс состоит из 7 разделов, внутри которых учебный материал разбит на частные темы. Каждый из разделов содержит задания для выполнения студентами самостоятельно или в группах в форме доклада, презентации, поиска информации в Интернете, написания эссе, создания словаря понятий.

Автор курса: к.ф.н., доцент ИГН Шитц Ольга Александровна.


1. Институт гуманитарных наук.

2. Курс «История края в древности и средние века с основами исторического краеведения» относится к дисциплинам по выбору вариативной части образовательной программы по направлению «История» (46.03.01) и предназначен для студентов обучающихся на 2 курсе очной формы обучения.

3. Цели и результаты обучения.
Цель освоения дисциплины - сформировать у обучающихся представления об основах исторического краеведения, а также на широком историческом фоне осветить историю Калининградской области в древнее время и в средние века

В результате освоения курса студент должен:
Знать:

  • понятийный аппарат дисциплины;
  • основные источники и историографические проблемы истории края;
  • признаки и характеристики, изучаемых в курсе процессов и явлений, связанных с историей Юго-Восточной Прибалтики;

Уметь:

  • систематизировать факты, явления, объекты, изученные в курсе;
  • характеризовать явления и исторические процессы;
  • формулировать предположения относительно причин, сущности и значения изучаемых явлений и событий;

Владеть:

  • навыками ведения научной полемики;
  • навыками планировать учебную деятельность, определять порядок самостоятельной работы, осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
  • навыками самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её

4. Курс разработан кандидатом исторических наук, доцентом Института гуманитарных наук Виталием Николаевичем Масловым

Институт гуманитарных наук

Калининградская область сегодня представляет собой полиэтнический регион, где компактно проживают  русские, белорусы, украинцы, литовцы, армяне, немцы, татары, поляки, молдаване, чеченцы, грузины, корейцы, казахи, узбеки, езиды, даргинцы, лакцы, карелы, представители других этносов и национальностей.

Изучение взаимосвязи языка и культуры народов представляется актуальным, так как позволяет сформировать представление о языке как об основном средстве передачи культуры и ее восприятия последующими поколениями; как о средстве формирования, выражения и передачи особой картиной мира, свойственной каждой этнической культуре.

Цель изучения дисциплины — дать магистранту комплексное представление об этнолингвистике как научной дисциплине, ее месте в цикле филологического знания, о ее предмете и объекте, методиках этнолингвистического исследования и возможностях их применения к изучению феноменов народной культуры.

Основные задачи дисциплины:

‒ дать системное представление о дисциплине «Славянская этнолингвистика», ее основных разделах и общем концептуальном поле;

– обучить студентов навыкам этнолингвистического описания и анализа, продемонстрировать основной терминологический и методологический инструментарий современной российской и зарубежной этнолингвистики;

– заложить в студентах основы системно-структурного представления о языке как социально-культурном феномене, средстве сохранения и трансляции национальной культурной традиции;

‒ продемонстрировать студентам многообразие методологий современного этнолингвистического анализа;

– сформировать у студентов навыки построения метаязыкового высказывания и ведения научной дискуссии — как устной, так и письменной;

– обучить приемам и способам выражения собственного профессионального мнения по отношению к исследуемому объекту;

‒ сформировать научный аппарат для проведения аналитических исследований.


 Автор курса

к.пед. н., доцент ИГН Кузенная Татьяна Федоровна